Предстоящая налоговая реформа, анонсированная на осень, не станет революционной. Скорее это будет усовершенствование, «шлифовка» многочисленных положений существующего Налогового кодекса. Хотя, ввиду многочисленности изменений и во избежание путаницы при кодификации, возможно принятие новой редакции Налогового кодекса. Такой вывод можно сделать из видеообращения замминистра финансов Елены Макеевой, размещенного на ее странице в Facebook.

«В настоящее время мы проводим ревизию абсолютно всех статей действующего Налогового кодекса и формируем список статей, которые подлежат пересмотру и уточнению. Даже без изменений правил и налоговых ставок исправлять нужно больше 50 % текста Кодекса», - сообщила Е. Макеева. По ее словам, большинство экспертов согласны, что целесообразно принять новый Налоговый кодекс, поскольку внесение отдельных правок и уточнений в каждую статью Кодекса может привести к росту неопределенности и ошибок.

О сути планируемых изменений можно судить из презентации Минфина «Налоговая реформа - не только о ставках налогов».

Конечно, анализировать планы Правительства, еще не воплощенные в конкретный законопроект, - довольно неблагодарное дело. Но на некоторые моменты, скрывающиеся за благими намерениями «упрощения», «прозрачности» и «справедливости», стоит обратить внимание.

Так, в части налога на прибыль под лозунгом «справедливости» хотят вернуть требование о наличии связи расходов с хозяйственной деятельностью предприятия. Непонятно, правда, как это согласуется с «упрощением». Ведь в таком случае придется дополнить раздел III Налогового кодекса новыми корректировками, либо ввести отдельный учет расходов для целей налогообложения, что никак не согласуется с планами на сближение бухгалтерского и налогового учета. Впрочем, есть и положительный момент - планируется разрешить учитывать «дивидендные» авансы в уменьшение авансов ежемесячных.

В части НДС под «справедливостью» понимается упразднение специального режима налогообложения для сельскохозяйственных предприятий, что вряд ли будет воспринято ими с энтузиазмом. Хотя об этом в Правительстве говорили уже давно, и сюрпризом это не станет. Позитивным же является обещание «раннего» возмещения НДС для поддержки инвесторов на этапе сооружения объектов инвестирования. Об отмене НДС-счетов речи не идет - Правительство пока твердо придерживается этой идеи.

В концепции нет ни слова о том, что же собираются делать с ЕСВ, который, в его нынешнем виде, является главной причиной выплаты зарплат в конвертах. Ранее от той же Елены Макеевой звучали планы его объединения с налогом на доходы физических лиц. Однако в разделе концепции, посвященном НДФЛ, ничего такого нет. Конечно, можно возразить, что формально ЕСВ является не налогом, а взносом на социальное страхование. Однако это лишь формально. А фактически он создает непосильную для большинства работодателей налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Транспортным налогом, ради достижения «прозрачности», планируется обложить все автомобили моложе 5 лет, а не только «роскошные», с объемом двигателя свыше 3 литров. Для последних же просто предусмотрят повышенные ставки: чем больше объем двигателя, тем выше ставка. Как, в общем-то, было и раньше, до Налогового кодекса. Так что все новое - это хорошо забытое старое.

Наибольшее количество изменений планируется в части администрирования налогов. Планируется уменьшить количество обязательных реквизитов для налоговых деклараций и упростить процедуру их представления. К слову сказать, по имеющейся у нас информации, в ГФСУ активизировались работы по созданию «Личного кабинета плательщика налогов» на официальном интернет-портале этого ведомства. Однако точные сроки пока не называют.

В части проверочной деятельности фискальных органов налогоплательщикам обещано сокращение числа оснований для внеплановых проверок. А относительно обжалования их результатов - одноуровневая система апелляций. Это значит, что жалобы налогоплательщиков будет рассматривать только фискальный орган высшего уровня, т. е. ГФСУ. Причем для любого обжалования налоговых начислений - как административного, так и судебного - в качестве обязательного условия будет выдвигаться банковская гарантия или депозит, что для некоторых может стать препятствием.

В общем, изменения предполагаются самые разные - как положительные, так и отрицательные. Однако все они останутся на бумаге, если в Минфине не поймут главного: основной причиной многочисленных злоупотреблений со стороны фискальных органов являются «спускаемые» им из Минфина же индикативные показатели поступлений, с которыми они отправляются на свою «жатву». И пока государство не научится жить по средствам, исходя из того, что смогла дать экономика, а не из того, что удалось из нее выбить, - изменений в отношениях между государством и налогоплательщиком ждать не приходится. Сколько Налоговый кодекс не «шлифуй».